Родился Виталий Алексеевич 24 марта 1920 года в селе Петухи Алтайского края. Первые воспоминания относятся примерно к 1925-1926 годам.

Отец – Алексей Степанович, вернувшись из Красной армии, решил жить самостоятельно, но дома своего не было, и он временно арендовал баню. Как вспоминает Виталий Алексеевич, отец, на его взгляд, был несколько бесшабашным, неунывающим и веселым, но все же старательно искал свой путь в жизни. Семья несколько раз переезжала. Сначала в Гуляйполе, а затем вместе со всем колхозом в Барнаул, где природные условия были лучше. Алексей Степанович пользовался уважением среди односельчан, был одним из организаторов потребительской кооперации, а затем т ТОЗа (Товарищества по обработке земли) – впоследствии колхоза. Он был одним из наиболее грамотных крестьян (5 классов образования), и поэтому его послали на курсы трактористов. Работая трактористом, Алексей Степанович активно участвовал в жизни колхоза, и часто собрание правления проходило в доме Жаминых.

Мама – Агриппина Игнатьевна – дочь кузнеца из украинских переселенцев была грамотной женщиной, она читала детям книги (у Виталия была маленькая сестра – Дина), рассказывала сказки и прекрасно пела. Это была красивая, ласковая, добрая женщина. Виталий Алексеевич очень любил маму, всегда очень тепло и нежно вспоминал о ней. Лучшие черты характера матери перешли по наследству к Виталию. Его отец, дяди и тети были хорошими певцами и музыкантами. Когда они собирались вместе, то пели под аккомпанемент гитары, мандолины или гармошки русские и украинские народные песни, романсы.

Живой, впечатлительный мальчик рано потянулся к рисованию, пытаясь отобразить то, что его окружало. По его собственным воспоминаниям, он часами мог рисовать, дорожил каждым клочком бумаги, пусть даже оберточной, и каждым «огрызком» карандаша. Позднее, будучи уже школьником, он рисовал плакаты, оформлял доску показателей работы колхозных бригад. Учился он хорошо, жадно впитывал, как губка, все новое, интересное. Навсегда он запомнил наказ умирающего дедушки: «Витенька, учись, учись хорошо – это тебе пригодится на всю жизнь».

Творческая натура мальчика проявилась и в клубной, колхозной самодеятельности. Лет в девять состоялся его «театральный дебют», когда в изготовленном родителями костюме чертенка он неожиданно выскочил на сцену, пугая исполнителей и приводя благосклонную колхозную публику в неописуемый восторг. С юмором он вспоминал: «Позже, когда я учился в техникуме, в институте, я не раз участвовал в самодеятельных постановках, но такого оглушительного успеха, как в первом деревенском выступлении, не имел уже никогда».

Любую возможность Виталий Алексеевич использовал, чтобы получить знания. Одно время его мама работала почтальоном. Виталий, помогая ей разносить почту, читал газеты и журналы, а затем о самом интересном рассказывал односельчанам. Таким образом, он вместе со всеми переживал изменения, которые происходили в те годы в деревне, разделял и горести, и радости соседей. Выпало на долю Виталия пережить и жестокий голод 30-х годов.

В 1932 году семья переезжает в город Бийск, где Виталий начинает учиться рисовать у профессиональных художников. Он мечтает поступить в Томское художественное училище, но отец отговаривает. Виталий соглашается с доводами, которые подкреплялись и собственными впечатлениями подростка от безалаберной жизни знакомых художников, никогда не имевших постоянного заработка и живших от заказа до заказа, от халтуры до халтуры. В это время жизнь мальчика была омрачена двумя трагедиями: смертью матери и младшей сестры, обеих он очень любил.

Вскоре отец женился, его новая жена стала настоящей мачехой для Виталия. Он уходит из дома, оканчивает школу-интернат, а затем поступает в Бийский сельскохозяйственный техникум. В семью Виталий больше никогда не вернется – в войну его отец погибнет на фронте. В 14 лет все жизненные заботы ложатся на его юношеские плечи, все решения он теперь принимает самостоятельно. Стипендия на I – II курсах техникума была 30 рублей, а на III – IV – до 50 рублей. Из этой суммы до 25 рублей платили за столовую, надо было что-то покупать из обычных вещей, а на мыло, книги и тетради оставалось всего рублей 5 – 6. Летом Виталий ездил подрабатывать в совхозы, чтобы на полученные деньги купить обувь и зимнюю одежду.

Все эти трудности его не сломали. В техникуме он по-прежнему учится с большим прилежанием и удовольствием. Он любит ботанику, но не только за возможность получить знания о жизни растений, а и за то, что надо много рисовать. С большой теплотой он вспоминает о своих педагогах по зоологии, химии, истории, политэкономии, русскому языку и литературе, а также по специальным предметам, в частности, по курсу механизации сельского хозяйства. На втором курсе Виталий приобретает первый педагогический опыт, преподавая в школе агротехников, где учились молодые колхозники. Но не одна учеба входила  в круг его интересов. Виталий активно участвовал в драматическом кружке, который ставил пьесы Н. Островского и современных авторов, занимался в школе бальных и русских танцев. Когда в техникуме стали выпускать художественный журнал, его оформлением занялся Виталий.

В 1937 году техникуму предоставили право послать на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве одного преподавателя и трех студентов. В их число попал и Виталий. В Москве они были всего неделю, но кроме осмотра павильонов выставки много времени посвятили знакомству со столицей – побывали в большом театре, на Красной площади и в других памятных местах.

Наконец, защита диплома, и в счет пяти процентов от числа отлично закончивших техникум студентов, Виталию Жамину предоставляется право поступать в институт. Летом он принял участие в экспедиции, организованной техникумом с целью изучения кормовых ресурсов Алтая. В своих воспоминаниях Виталий Алексеевич отмечает, что много поездил он по разным странам, но «никогда не забыть алтайские луга и горы».

Техникум дал Виталию Алексеевичу первый жизненный опыт и во многом сформировал его отношение к творческой, педагогической и научно-практической работе.

В 1938 году Виталий поступает в Новосибирский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет, где его избирают секретарем комитета комсомола института. Когда же началась специализация при изучении аграрных дисциплин, пытливого студента ждало разочарование, он понял, что все это он уже изучал в техникуме, и тогда, после некоторых колебаний он перешел на второй курс географического факультета Новосибирского педагогического института.

Учебу прервала война. В эти суровые для Родины дни Виталий Жамин твердо решил, что его место в армии. Сложность заключалась в том, что он был снят с воинского учета из-за слабого зрения. Много раз он обращался в военкомат и просил призвать его в армию. Наконец, уговорив медицинскую комиссию признать его «годным с коррекцией», был призван!

Сначала он комсорг Новосибирского госпиталя, затем, в декабре 1941 года, его направили на учебу в Военно-педагогический институт в Ташкенте. Как вспоминает Виталий Алексеевич, «только теперь началась для меня настоящая армейская жизнь». Проходили строевые учения, курсанты овладевали оружием, учились тактике, слушали лекции о военной стратегии, о формах и методах политической работы в армии и о многом другом, необходимом для службы в войсках.

Занятия проходили по ускоренной программе подготовки, и в июне 1942 младший политрук В. А. Жамин был отправлен в Москву в распоряжение Главного Политического управлении Красной Армии за назначением. Он получил приказ выехать в Казань, где формировалась 6-я отдельная лыжная бригада. Сначала он был назначен комсоргом 1-го батальона, а перед самой отправкой на фронт – заместителем по политической части Отдельной лыжной разведроты.

Бригада влилась в состав Воронежского фронта, войска которого в декабре перешли замерзший дон и вступили в бои за освобождение деревень и сел, лежащих вдоль реки. В конце января наши разведчики подошли к городу Старый Оскол, который предстояло брать. В тяжелый боях был убит командир роты, а потом ранен его заместитель. Командование ротой Виталий взял на себя. Одетые в маскхалаты бойцы продолжали упорно продвигаться вперед. Противник вел интенсивный огонь, укрывшись за снежными валами. Подбирались к ним только ползком. Вдруг Виталий ощутил сильнейший удар по ногам (Виталий Алексеевич впоследствии рассказывал, что у немцев были отличные снайперы, они стреляли по черным сапогам, хорошо выделявшимся на снегу). Связной роты и сержант скрепили пару лыж, ползком вывезли своего командира из-под огня с поля боя и доставили в санбат.

Это было 27 января, а 29 января 1943 года всех раненых погрузили на розвальни и повезли в тыл. Уже на санитарном поезде Виталия Алексеевича доставили в Уфу, где он и пролежал в госпитале до 5 мая 1943 года. Ранение ноги оказалось с тяжелыми последствиями (до конца жизни левая нога у Виталия Алексеевича часто подворачивалась и «прихлопывала» при ходьбе), и медицинская комиссия решила – либо полностью отстранить молодого командира от воинской службы, либо, если  он желает, признать «ограниченно годным» и оставить в армии. Виталий выбрал второй вариант и получил направление в город Чкалов (ныне – Оренбург) комсоргом военного госпиталя № 359.

В Чкалове он прослужил 2, 5 года комсоргом, потом начальником клуба и старшим пропагандистом. В госпитале помимо работы продолжалось трудное лечение. Оно закончилось в Крыму в городе Саки, на знаменитых сакских грязях. По окончании лечения Виталию Алексеевичу было предложено либо оставаться в армии, либо демобилизоваться. В январе 1946 года был подписан приказ о демобилизации, и Виталий Алексеевич поехал в Новосибирск. Надо сказать, что, еще будучи в чкаловском госпитале, Виталий поступил на третий курс местного пединститута на географический факультет заочного отделения, успешно его оканчивает и получает диплом с отличием.

Демобилизовавшись, Виталий Алексеевич работает преподавателем кафедры экономической географии Новосибирского пединститута, лектором горкома партии. В 1947 году, получив рекомендацию горкома, он поступает в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС  в Москве. Однако через 3 недели 10 первокурсников, среди которых и В. А. Жамин, были отчислены с формулировкой о недостаточности опыта на руководящей партийной работе, а по существу, эти места передавались высоким партийным «боссам», пожелавшим поучиться.

Уезжать из Москвы не хотелось, уже был серьезный настрой на учебу, и Виталий поступает в аспирантуру на кафедру политэкономии экономического факультета МГУ. Пришлось настойчиво и основательно изучать первоисточники по политической экономии, философии, заниматься английским языком. В результате упорного труда за один год был сдан весь кандидатский минимум. Настала пора вплотную заняться работой над диссертацией. Была выбрана близкая Виталию Алексеевичу тема, связанная с сельским хозяйством, тема весьма актуальная, в духе того времени. Она звучала так: «Сталинская теория коллективизации сельского хозяйства». Через год, в 1950-м, диссертация была успешно защищена, и аспирантура, таким образом, была окончена не за три, а всего за два года.

За время, проведенное в аспирантуре, в личной жизни Виталия Алексеевича произошли серьезные изменения. В декабре 1948 года он женился на студентке 5-го курса экономического факультета Владимировой Ирине Матвеевне, которая в 1949 году окончила МГУ, получив диплом с отличием, и была рекомендована в аспирантуру. В помещении столовой общежития на Стромынке, где они тогда оба жили, состоялась скромная и очень веселая студенческая свадьба. Теперь встал вопрос о работе и квартире. Выбор работ был – Виталия Алексеевича ждали на химическом факультете МГУ, где он преподавал еще во время обучения в аспирантуре, в Библиотечном институте, наконец, его ждали в Новосибирске. Но и на экономическом факультете МГУ не захотели отпускать подающего надежды молодого ученого, пообещав в будущем решить его квартирный вопрос, поскольку уже началось строительство нового здания Университета на Ленинских горах.

После защиты кандидатской диссертации Виталия Алексеевича сразу же назначили заместителем декана экономического факультета по учебной работе. В начале 1951 года его неожиданно пригласили в Министерство высшего и среднего образования СССР, попросили заполнить анкету, а потом предложили выехать в Китайскую Республику для работы преподавателем. В феврале 1950 года между СССР и КНР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимопомощи, во исполнение которого большая группа советских специалистов выезжала в Китай для оказания помощи в области образования, экономики и в других сферах жизни.

В. А. Жамин был командирован в только что основанный Пекинский Народный Университет (ПНУ). Главная задача советских специалистов состояла в подготовке китайских преподавателей, как для самого ПНУ, так и для других вузов страны. Особенно важно было не только донести до китайский коллег содержание учебных дисциплин, но и научить их методике раскрытия узловых проблем, правильной постановке вопросов, логике изложения.

В Народном Университете издавался журнал «Теосяндго», где В. А. Жамин опубликовал ряд статей, в частности «Значение курсовых и дипломных работ», «О методике проведения спецсеминаров». Параллельно шло издание брошюр по отдельным темам политэкономии: «Значение марксистско-ленинской теории экономических кризисов» (1952г. – 2,5 п.л.), «Переходный период от капитализма к социализму» (1954г. – 2, 5 п.л.), «Материально-производительная база социализма» (1954г. – 2, 5 п.л.).

В СССР В. А. Жамин в соавторстве с И. М. Владимировой издали одну из первых научно-популярных книг «Успехи экономического строительства в КНР» (М.: Госполитиздат, 1953г. – 5 п.л.), которая позже была переведена на немецкий и болгарский языки и издана в ГДР и Болгарии. Кроме курса лекций по политэкономии, в Китае В. А. Жамин читал лекции по истории экономических учений, которые были изданы ротапринтным способом, а затем, уже в 1956 году – типографским, в виде двух книжек (17 и 15 п.л.), а в 1957 году было осуществлено второе издание уже в виде однотомника.

За работу в ПНУ Государственный Административный совет Китая наградил В. А. Жамина медалью «Дружба».

С первых дней пребывания в КНР Виталий Алексеевич определил направление своих научных исследований (изучение сельского хозяйства), которое было наиболее актуальным, поскольку китайская экономика переживала в то время переходный период. Он постоянно встречался с китайскими товарищами из Министерства сельского хозяйства КНР, занимавшимися проведением аграрной реформы, консультировался с советскими специалистами, работавшими в Министерстве сельского хозяйства КНР.

Научная добросовестность, всегда присущая Виталию Алексеевичу, «заставила» его изучать китайский язык, чтобы самому читать статьи в китайской периодической печати, самому подбирать статистический материал, знакомиться с передовой мыслью китайских ученых. В результате упорного труда по изучению языка В. А. Жамин перевел на русский язык работу известного китайского экономиста Чен Бода «Аграрные отношения в Китае». Писать и запоминать иероглифы Виталию Алексеевичу помогали не только переводчики, но и то, что он по натуре был художником. Надо сказать, что он в то время был единственным специалистом, овладевшим китайским языком во время пребывания в КНР.

Летом 1954 года, по возвращении из Китая, В. А. Жамин работает заместителем заведующего кафедрой политэкономии экономического факультета МГУ. Он ведет преподавательскую работу и одновременно пишет докторскую диссертацию. В 1957 году ему предлагают устроиться на полставки заместителем главного редактора журнала «Вопросы экономики».

В научном плане Виталий Алексеевич продолжает трудиться над материалами, собранными в КНР и используемыми им в работе над диссертацией. Выходят из печати его монографии «Социалистическое преобразование сельского хозяйства в КНР» (М.: Советская наука, 1957-4, 5 п.л.), «Социально-экономические преобразования в сельском хозяйстве Китая» (М: Сельхозиздат, 1958-18 п.л.). В сентябре 1958 года на заседании Ученого совета экономического факультета МГУ В. А. Жамин защитил докторскую диссертацию, став самым молодым в то время доктором наук.

В 1958 году В. А. Жамин возглавил кафедру экономики зарубежных стран и руководил ею до 1966 года. По его предложению коллектив кафедры разработал общий курс экономики зарубежных стран. Было подготовлено учебное пособие, первая часть которого «Экономика зарубежных стран. Капиталистическая система хозяйства после второй мировой войны» вышла под редакцией В. А. Жамина, а вторая – «Экономика зарубежных стран. Мировая социалистическая система», где он был автором нескольких глав, была издана в 1967 году.

В это же время на кафедре складывалось новое направление работы: углубленное изучение языка той или иной страны и ее экономики. Была организованна аспирантура, где учились, в числе прочих аспирантов, иностранцы из Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Китая, ГДР.

В 1959 году Виталий Алексеевич избирается деканом экономического факультета МГУ, но и на этой должности он пробыл недолго – до 1963 года. Однако именно в эти годы факультет стремительно набирает силу в области научных исследований и подготовки новых научных кадров. В этот период под руководством В. А. Жамина на факультете в 1960 году было открыто экономико-математическое отделение, а в 1962 году – кафедра ММАЭ, которую возглавил выдающийся экономист и статистик, академик АН СССР В. С. Немчинов. Была создана кафедра планирования народного хозяйства, первым заведующим которой стал в 1963 году лауреат Государственной и Ломоносовской премий профессор Л. Я. Берри. Таким образом, В. А. Жамин проявил себя дальновидным организатором науки, руководителем, обладавшим интуицией в выборе новых перспективных направлений развития науки и образования. Отметим, что декан пользовался авторитетом и искренним уважением в коллективе. После его ухода факультет долго не мог остановиться не на одной кандидатуре и два года вообще не имел декана.

            В один из апрельских дней 1953 года Виталий Алексеевич был приглашен на Старую площадь к ответственному работнику ЦК КПСС Е.М.Чехарину, который предложил ему возглавить МПГИ. Так состоялось его новое назначение, и 30 мая 1963 года приказом министра просвещения РСФСР В.А. Жамин был утвержден в должности ректора МГПИ. Это был один из крупнейших вузов страны – более тысячи профессоров и преподавателей, более двенадцати тысяч студентов и аспирантов. Исторически сложилось так, что МГПИ не имел своей относительно компактной территории. Его факультеты располагались более чем в 110 помещениях, разбросанных в 7 районах Москвы, кроме того, за городом, в Подмосковье было две агробиологических станции. Отметим, что в это время о коллективе МГПИ по Москве шла недобрая слава: бесконечные сплетни, ругательные письма и доносы, неудовлетворенные амбиции профессуры, конфликты на кафедрах философии и психологии и т.п. В этих условиях новый ректор считал необходимым выяснить общую ситуацию, познакомиться с преподавательским коллективом, выяснить его проблемы, на основе изучения конструктивных предложений и пожеланий выработать у всех членов коллектива единый подход к решению главной задачи высшего учебного заведения – подготовки и воспитания высококвалифицированных специалистов.  Поставив такую цель, В.А. Жамин два месяца посвятил знакомству с институтом, объезжая все его факультеты, лаборатории и хозяйственные объекты. За первые полгода ему удалось, используя свою твердую и принципиальную позицию, последовательно произвести кадровые изменения, которые способствовали улучшению морального климата в коллективе института. Произошли позитивные сдвиги в организации работы ректората, было укреплено руководство кафедрами, созданы нормальные условия для профессионального роста научно-педагогических кадров.

            Большое внимание уделялось реорганизации учебного процесса. В Министерстве высшего образования удалось решить вопрос о переходе МГПИ на новые пятилетние учебные планы, до этого было четырехлетнее обучение, уже не отвечавшее требованиям современности. Был осуществлен переход от подготовки многопрофессиональных специалистов к подготовке учителей – предметников, институт получил твердое штатное расписание, и был установлен план по приему абитуриентов. Много времени и сил было потрачено ректором на реализацию попытки решить вопрос о строительстве нового современного здания пединститута, которое вмещало бы все факультеты. Но в то время эту задачу решить не удалось.

            Несмотря на огромную загруженность административной работы, В.А. Жамин продолжал оставаться действующим ученым. С переменной места работы соответствующим образом изменяются и его научные исследования, получающие новые управления.

            В 1964 году по его инициативе впервые в  СССР при МГПИ была создана проблемная лаборатория «Социально-экономические исследования в области народного образования». Это положило начало созданию у нас в стране нового научного направления. Немало было хлопот от поиска помещения, создания материальной базы до утверждения штатов и привлечение перспективных кандидатов. В проекте участвовали и некоторые педагогические институты страны, а также работники Минпроса РСФСР, республиканских министерств, органов образования в краях и областях, проводились специальные обследования, организовывались научные конференции.

            По вопросам, обсуждавшимся на первой конференции была издана книга под редакцией В.А, Жамина – «Актуальные вопросы экономики народного образования» (М. Просвещение, 1965). Немного позже на базе научных материалов лаборатории, в соавторстве с Г.А. Егизаряном была написана и издана монография «Экономическая эффективность квалифицированного труда» (М. Экономика, 1968, -14п.л.) Затем в соавторстве со своим учеником С.Л. Костаняном Виталий Алексеевич издал учебное пособие «Экономике образования (вопросы теории и практики»» (М. Просвещение, 1969 – 22 п.л.).

            В этом пособии характеризуются предмет и методы экономики образования как науки, приводятся коэффициенты определения экономической эффективности, дается ряд других практических установок и положений. Все это имело немаловажное значение для признания данной науки (о том, что признание состоялось, свидетельствует переиздание этого пособия в 1986 году как учебника в издательстве: «Просвещение»), для организации обучения специалистов по данной дисциплине, а также для постановки и изучения ее научных проблем на постоянной основе.

            Правильность такого подхода подтверждает создание в составе АПН СССР Института по проблемам экономики и управления народным образованием, а несколько ранее  - Института проблем высшей школы при Минвузе СССР. Благодаря усилиям лаборатории уже в середине 70-х годов во всех педагогических институтах был введен образовательный спецкурс по экономике образования, в ряде педагогических вузов открылись экономические факультеты, аспирантуры по подготовке высококвалифицированных специалистов в области экономики образования.

            Знаменательно то, что работа лаборатории по экономике образования получила и международное признание по линии ЮНЕСКО. В.А. Жамин был членом комиссии ЮНЕСКО по экономике образования. Это дало ему возможность принимать активное участие в международных симпозиумах, публиковаться в странах ЮНЕСКО, а также иногда посещать их. Например, «Размещение образовательных школ», работа, написанная в соавторстве с Ножко, Усаловым, Костинаном, издана на французском языке (ЮНЕСКО, Международный институт планирования и образования. Париж, 1978 – 7 п.л.), «Планирование общего и среднего образования», глава из книги «Планирование образования в СССР», также опубликована в Париже (ЮНЕСКО, Париж, 1967 – 2п.л.) на французском и английском языке. Доклад на Московском международном симпозиуме 1968 года «О взаимодействии науки и образования» был издан на английском языке (Экономика и образование, Лондон, 1966 – 1 п.л.)

            Большое научное значение имели и командировки В.А. Жамина в различные страны. Он часто ездил во Францию (штаб-квартира ЮНЕСКО всегда была в Париже), посещал и другие страны, например, Италию, Швецию, Финляндию, Канаду, США, Индию. Особенно много впечатлений, как говорил Виталий Алексеевич, оставило посещение США (5 марта – 5 мая 1965г., города Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Кембридж), так как там сосалось непосредственное знакомство с организацией работы педагогических колледжей, факультетов управления бизнесом и экономических отделений разного рода. О результатах поездки В.А. Жамин сообщил ЦК КПСС в образовательном докладе, в котором был проведен анализ, сделаны выводы и разобраны предложения, касающиеся необходимых мер по совершенствованию системы образования, его экономики  и подготовки кадров в СССР в целом на основе использования опыта работы американских высших и средних школ. Увы, руководители страны всегда находят дела поважнее образования – никто не вызвал профессора Жамина, не выслушал, а скорее всего даже не прочитал его доклад. А жаль. Как оказалось, через 30 лет страна вплотную столкнулась с проблемами, которые были решены в США уже в 60-е годы и которые, хотя бы частично, можно было начать решать еще в СССР.

            Начальники, обещавшие ректору всемерную помощь в организации эффективной работы МГПИ, с бюрократической изворотливостью уходили от решения основополагающих, важнейших вопросов жизни института. Его громадное хозяйство, кадровые проблемы, потом всякого рода бумаг, хождение по начальству, необходимость доказывать то, что было очевидным для специалиста, - все это невозможно было выдержать ученому, да и просто нормальному человеку. Виталий Алексеевич сильно подорвал свое здоровье, начались постоянные приступы гипертонической болезни, разрушавшей его сердце. Поэтому в 1966 году В.А. Жамин принимает предложение Л.М. Гатовского,  директора Института экономики АН СССР, который знал его еще по журналу «Вопросы экономики», стать его заместителем.

            Как заместитель директора института экономики В.А. Жамин курировал большинство отделов общих проблем политической экономики, эффективности капитальных вложений, проблем воспроизводства, теории развития советской экономики и экономической мысли. Но его  как ученого по-прежнему продолжают интересовать проблемы экономики образования. В сборнике «Факторы экономического развития в СССР», вышедшем под редакцией А.И. Ноткина, была помещена глава «Образование и квалификация кадров», а в книге «НТП и социальный прогресс» глава «Изменение характера труда в условиях научно-технического прогресса и подготовка квалифицированных кадров», написанные В.А. Жаминым. В 1971 году вышла его книга «Наука и экономика социализма» (М. Экономика – 14 п.л.), которая была переведена на польский язык. В издательстве «Знание» выходит брощюра «Производительная сила науки» (3,3 п.л.).

            Работая в Институте экономике АН СССР В.А. Жамин стал сотрудничать с Отделом истории народного хозяйства, руководителем которого был И. А. Гладков. В книге «Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», вышедшей в свет в 1970 году, он написал главу «Образование, здравоохранение, наука и культура».

            В.А. Жамин в эти годы занимался организаторской деятельность по созданию нового журнала «Известия АН Серия экономическая». Дело в том, что журнал отражал только состояние естественных исследований, а экономическое направление тогда отсутствовало. По просьбе секретаря Отделения экономики: АН СССР академика Т.С. Хачатурова Виталий Алексеевич занялся поиском помещения, подбором кадров и другими организационными вопросами. Журнал начал выходить в издательстве «Наука» в 1970 году с периодичностью 6 номеров в год, и до 1972 года В.А. Жамин оставался его главным редактором.

            В 1972 году В.А. Жамин был командирован для работы во вновь созданный Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы при СЭВ. Институт был очень молодым (год создания - 1971), в нем использовалась система организации по отделам и проблемным группам. Проблемную группу по структурам народного хозяйства возглавил В.А. Жамин. В группу входили ученые Болгарии, Польши, Монголии, ГДР, ЧССР. В соавторстве со Стояновым была написана книга «Структурные изменения в экономике стран-членов СЭВ», которая вышла на болгарском языке в Варне (12 п.л.). Одновременно с подготовкой ряда докладов для Исполкома СЭВ группа работала над монографией «Структурные сдвиги в народном хозяйстве социалистических стран» (18 п.л.), опубликованной в Москве издательством «Мысль» в 1976 году.

            В названных работах впервые удалось поставить сложные теоретические вопросы о сущности оптимальной структуры, об основных структурообразующих факторах, дать классификацию структур, решить некоторые другие вопросы. В Секретариат СЭВ был представлен доклад «Комплексный анализ процесса сближения и выравнивания уровней экономического развития стран-членов СЭВ за 1960-75 гг.». В связи с разработкой этой темы в соавторстве с математиком В. Перевертайло В.А. Жамин опубликовал статью в журнале «Вопросы экономики» (1976, №4).

            Одним из преимуществ работы в этом институте были довольно частые поездки по странам, входящим в состав СЭВ, причем без длительной процедуры оформления документов, так как сотрудники имели постоянные выездные визы в целый ряд государств.

В 1976 году В.А. Жамину поступило предложение от руководства Института экономики вернуться на должность заведующего отделом истории экономической мысли и обобщения опыта социалистического строительства. Это совпало с окончание срока командировки в МИЭП МСС, где тогда же ему предлагали перейти в Секретариат СЭВ. Учитывая свои творческие планы и отсутствие склонности к работе чиновника, Виталий Алексеевич решает вернуться в Институт экономики.

Итак, снова работа в Институте экономики АН СССР. В вышеназванном отделе было четыре сектора: истории народного хозяйства (зав. сектором Ю.Ф. Воробьев), русской и советской экономической мысли (зав. сектором В.В. Орешкин), критики буржуазных теорий и ревизионистских теорий социализма (зав. сектором Ю.А. Ольсевич), развития политической экономии в социалистических странах (зав. сектором В.А. Жамин). Всего в отделе работало около ста человек.

Большого внимания в то время требовал к себе фундаментальный труд института «История социалистической экономики СССР», издаваемый в четырех томах. Уже был издан первый том и подписан к печати второй. Приходилось интенсивно работать, обсуждая подготовленные рукописи следующих томов, организовывать их перепечатку, вносить исправления, рецензировать и делать многое другое, что сопровождает труд большого количества ученых.

К 1980 году были изданы все четыре тома, в каждом из которых В.А. Жаминым были написаны главы по истории науки, образования, культуры, находившихся в тесной связи с развитием экономики. За эту работу в числе других авторов, В.А. Жамину было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.

Приближалось 50-летие Института экономики, и было задумано писать его историю. Составили план, распределили задания по всем отделам, подобрали авторов. Виталий Алексеевич отредактировал всю рукопись, которая была сдана в издательство и уже пошла в производство. И вдруг, летом 1979 года, рукопись отозвали: дирекция сочла, что эту книгу издавать нецелесообразно, причем никакой серьезной аргументации такому решению дано не было. Это сильно сказалось на моральном состоянии Виталия Алексеевича, очень его обидело. И впервые он почувствовал серьезные проблемы в работе сердца.

В марте 1980 года Виталию Алексеевичу исполнилось 60 лет. При обсуждении того, как отмечать юбилей, он сказал: «В ресторан я могу пригласить 20-30 человек, но я этого делать не хочу, я приглашу всех сотрудников института». В день юбилея в отделе организовали выставку картин Виталия Алексеевича, женщины накрыли столы с грузинским вином и закуской. В конференц-зале прошло заседание Ученого совета. Было множество поздравлений. А потом Виталий Алексеевич всех приглашал на банкет. В институте до сих пор никто и никогда так демократично юбилеи не отмечал.

На юбилейных торжествах Виталий Алексеевич встретился с С.Р. Микульским, которого и раньше хорошо знал, тот предложил ему перейти в Институт истории естествознания и техники АН СССР, где он был директором, в качестве его заместителя. Он обещал все устроить с оформлением перевода через Президиум АН СССР, так как было ясно, что дирекция Института экономики В.А. Жамина не отпустит. В своих воспоминаниях Виталий Алексеевич отмечал, что работа в Институте естествознания (в период с 1980 по 1985 год), на которую он тогда согласился, была одной из самых интересных и ярких страниц в его жизни.

В Институт естествознания В.А. Жамин возглавил отдел науковедения, а также курировал отдел кадров, бухгалтерию, иконотеку, библиотеку и группу по изучению памятников науки и техники. При отделе науковедения по инициативе Виталия Алексеевича был создан Совет отдела, который обсуждал планы работы секторов, готовые монографии, для Ученого совета института давал рекомендации на издание работ. С учетом своих научных интересов В.А. Жамин писал отдельные разделы коллективных работ, а также был ответственным редактором.

Главной его заботой была тогда его книга международного коллектива авторов «Основы науковедения». Существовал план всей работы, и уже были написаны отдельные главы. По плану ответственными редакторами были С.Р. Микульский и В.А. Жамин, который написал еще две главы, сделал ряд важных дополнений, а главу о международных связях переписал заново. Книга была сдана в редакцию, но вышла в свет только в 1985 году, уже после ухода В.А. Жамина из института. Правда в окончательном варианте из книги оказались вычеркнутыми фрагменты, посвященные вопросам эффективности научных исследований, а также большая часть формул и целый ряд экономических характеристик. К сожалению, Виталий Алексеевич не получил поддержки у директора института в деле организации сектора по изучению экономических проблем науки, по вопросам повышения эффективности научных исследований, по разработке методологии их объективной оценки, включающей оценку научной значимости, экономической и социальной эффективности.

В повседневной суете по поводу решения бесконечных околонаучных проблем института Виталий Алексеевич не оставляет истинно научной работы и начинает в 1980 году писать монографию «Научно-техническая политика», которая сдается им в издательство «Советская Россия» и выходит в свет в 1985 году. В печатном виде эта книга также претерпела значительное сокращение.

Ухудшение здоровья Виталия Алексеевича (он уже перенес первый инфаркт) не позволяло работать с прежней интенсивностью, особенно в условиях постоянного совмещения административных обязанностей и собственно научного труда, и он принимает поступившее от декана экономического факультета МГУ В.Н. Черковца предложение возглавить кафедру истории народного хозяйства и экономических учений.

Привлекало в этом предложении еще и то, что экономический факультет находился на Ленинских горах, рядом с МГУ, недалеко от которого находилась квартира Виталия Алексеевича, а значит – на  работу можно было ходить пешком. В условиях ухудшающегося здоровья (болело сердце и пошаливала раненая нога) это решение было оптимальным. В январе 1985 года профессор В.А. Жамин вернулся в МГУ, круг его наиболее значительных должностных перемещений замкнулся.

Кафедра, доставшаяся профессору, в это время переживала трудное время. Коллектив погряз в конфликтах и распрях, а эмоциональное напряжение достигло высшей точки и практически остановило научные исследования. Новый заведующий сразу же его погасил, сказав: «Мы будем работать, писать статьи и учебник, а в работе пройдут или станут незаметными и незначительными все раздоры». Невероятно, но так и произошло. Будто чудом с его приходом улучшилась рабочая атмосфера на кафедре и возник соответствующий научному учреждению настрой.

Стали публиковаться учебники, монографии, под редакцией В.А. Жамина вышло учебное пособие «Экономическая история социалистических стран» (1985); первые тома шеститомной «Всемирной истории экономической мысли»; под редакцией В.А. Жамина и Е.Г. Василевского была выпущена первая часть учебника по истории экономических учений (1989).

Это были первые годы перестройки, когда открылся доступ к нови архивным материалам, произошел всплеск интереса к экономической мысли 20-х годов. В.А. Жамину была заказана статья «Экономические взгляды Н.И. Бухарина», закончить которую Виталий Алексеевич не успел, помешали болезнь и смерть.

Виталий Алексеевич, когда почувствовал себя хуже, не стал держаться за свой пост и, оставшись профессором на кафедре, передал заведование ею молодому ученому А.Г. Ходокормову, а сам продолжал читать лекции, оставался научным консультантом. Однако силы были на исходе, случился второй инфаркт, затем, с небольшим перерывом, третий, и 21 сентября 1989 года Виталий Алексеевич ушел из жизни.

Коллеги и близкие тяжело переживали его уход. Все, кто работал с Виталием Алексеевичем, относились к нему с искренним уважением. Сила В.А. Жамина как ученого и руководителя заключалась в том, что он был прекрасно эрудирован, имел основательную научную подготовку, постоянно пополнял свои знания, предпочитал периодически менять направление деятельности, чтобы исключить творческий застой, умел хорошо систематизировать рабочий материал, редактировать тексты, легко воспринимал предложения подчиненных постоянно занимался со студентами и аспирантами, воспитывал молодых ученых и никогда не боялся их продвигать.

Анализируя деятельность Виталия Алексеевича, невольно задаешься вопросом: как мог он успешно совмещать огромную административную работу по руководству большими коллективами, которая требует ежедневных многочасовых затрат времени, с не менее трудоемкой творческой работой по написанию монографий, статей, брошюр, докладов? А ведь кроме этого он постоянно преподавал, читая курсы лекций, консультируя аспирантов, участвовал в работе нескольких ученых советов и делал еще многое другое, что сопутствует труду ученого. Результатом его педагогической деятельности стала защита под его руководством множества кандидатских и докторских диссертаций (только кандидатские диссертации защитили 53 его аспиранта).

Секрет состоит в том, что Виталий Алексеевич всегда вставал в 5-6 часов утра и занимался своими научными трудами, а потом уже ехал на службу. Такая интенсивная работа не могла не сказаться на здоровье, несомненно подорванном уже в детстве и на войне.

Деятельность В.А. Жамина высоко оценена правительством. Он был награжден орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть» и еще несколькими медалями, а также ему присуждена Государственная премия СССР.

Познакомившись с основными вехами жизни В.А. Жамина, необходимо дать оценку его творческому наследию с точки зрения сегодняшних изменений в обществе. Произошел коренной поворот к созданию нового общественно-политического строя в нашей стране. В конце XX – начале XXI века стало формироваться общество, основанное на частное собственности и частной инициативе, что не исключает развития государственной собственности, демократизации общественной жизни с целью создания высокоразвитой экономики, обеспечивающей стабильность и подъем жизненного уровня всех социальных слоев общества.

Виталий Алексеевич является основоположником новой отрасли прикладной экономики, а именно – экономики образования. Интерес к проблемам образования и науки он пронес через всю жизнь – от создания научно-исследовательской лаборатории, учебника по теории и практике экономики образования до разработки теории эффективности науки, оценки ее влияния на производительные силы общества, на образование и культуру. Теоретические положения его исследований подтверждались в процессе руководства такими научными коллективами страны, как экономический факультет МГУ, МГПИ, в процессе работы в Институте экономики АН СССР, Институте естествознания и истории техники АН СССР, и нашли отражение в опубликованных научных трудах.

Сегодня все они имеют немаловажное значение для нашей страны. Образование, наука – это мозг любой нации, любого государства. В современных развитых странах проблемы образования занимают значительное место при разработке экономических теории и применении их на практике. Чтобы добиться экономического и культурного подъема страны, необходимо, прежде всего, решить проблем образования и науки. Однако по-прежнему государственным бюджетом России на эти цели отпускаются весьма скромные средства, поэтому особенно остро встает вопрос их эффективного использования. Этой проблематике и посвящены многие основополагающие работы В.А. Жамина. Но его ценный вклад в науку – это не только опубликованные труды, Виталия Алексеевича по праву можно считать основателем научной школы, опираясь на идеи которой в настоящее время трудятся сотни тысяч людей, в их числе и множество его воспитанников. Возглавляет эту научную школу ученик В.А. Жамина академик АПН России, академик Нью-Йоркской АН, академик Академии менеджмента в образовании и культуре – М.Л.Левицкий.

Виталия Алексеевича отличало не только умение работать, но и умение отдыхать. Он посетил много стран, и всегда находил время познакомиться с интересующими его в этих странах культурно-историческими памятниками, музеями, художественными выставками. Он умел органично совмещать полезное и приятное, чему помогала его высочайшая организованность и стремление планировать любую свою деятельность. Он объездил все республики СССР, ученики и друзья с радостью принимали его, будь он на Кавказе или в Прибалтике. Бывал он и на Украине, в Белоруссии, Средней Азии и во многих других местах.

Свою любовь к путешествиям он прививал и домашним. Летом всей семьей с родственниками и друзьями на машине мы колесили по необъятному Союзу. Особенно запомнилась поездка в Сибирь, на Алтай, в его родные края. Удивительные красоты Телецкого озера, Чуйского тракта, городов Горно-Алтайска, Бийска, Новосибирска Виталий Алексеевич старался запечатлеть в своих рисунках, на фотографиях, а позднее – и снимая кино. Дома он с большим удовольствием систематизировал и монтировал отснятые материалы и непременно приглашал широкий круг зрителей на просмотры с обязательными комментариями и пояснениями, отнюдь не лишенными замечательного юмора.

Отдыхал он также и за рисованием (обычно во время отпуска или болезни), любовь к живописи сопровождала его всю жизнь. Не обладая навыками профессионала в этой области, он компенсировал их отсутствие оригинальным видением мира и тем, что вкладывал в рисунки всю свою широкую сибирскую душу. Красоту природы и свое понимание мира он обычно отражал в пейзажах. Однако бывало, что на различных заседаниях и собраниях он рисовал дружеские шаржи, которые затем с удовольствием раздавал «прототипам».

Лишившись в юном возрасте семьи, Виталий Алексеевич безмерно любил свою семью и дорожил ею. Даже будучи очень занятым, в выходные дни, в каникулы всегда гулял с дочерью и сыном, сочинял для них книжки, где главными героями были выдуманные персонажи, например, Тип-Топчик. Вместе с дочерью они выпустили несколько «номеров» стенгазеты, которая называлась «Пчелка» и имела два соответствующих раздела «Мед» и «Жало». Его постоянным увлечением была организация Новогоднего праздника с шуточной лотереей, фотовыставкой, чтением стихов собственного сочинения и тому подобным. Фотовыставки устраивались и по другим поводам, например, по случаю 40-летия свадьбы, и всегда к фотографиям добавлялись смешные подписи.

Стихи профессора иногда бывали далеки от высокой поэзии, чего от них, с его точки зрения, никогда и не требовалось, зато были всегда искренни, от сердца, наполненные добрым юмором. Посвящались они родным и друзьям, например, Е.И. Капустину и его жене Нелли, полковнику медицинской службы Н. Симонову и его жене М. Осьмовой, лечащему врачу Т.В. Косоноговой и многим другим.

Виталий Алексеевич всегда был душой компании, обладал прекрасным чувством юмора, часто обращенным исключительно на себя, был зачастую тамадой, сам пел и танцевал.

Таковы лишь штрихами обозначенные черты его многогранной творческой личности, в которых появлялось жизнелюбие, доброта и уважение к людям.

 

И.М. Владимирова,

вдова В.А. Жамина.

© VitaliJamin

Бесплатный хостинг uCoz